МЕНЮ

Чем отличается дополнительное образование в России и США

Интересно, а как устроено дополнительное образование в США? И чем отличаются американские кружки от наших, российских?

«В понедельник — музыкальная школа, во вторник и четверг — театральный кружок, в среду и пятницу — обучение английскому. Остается время в выходные. Наверное, нужно записаться на программирование» — примерно так рассуждают российские родители, планируя дополнительное образование своих детей.

Согласно статистике, 75% школьников в возрасте от 6 до 13 лет посещают различные кружки в свободное от учебы время. И, в среднем, каждый ребенок ходит в 2–3 кружка.

Немного об американских детсадах и школах
В США детские сады бывают на любой вкус: русские, мексиканские, индийские, китайские. Условия для детей в них разные, но особенности некоторых американских садов наших мам приведут в ужас:
  • У детей всего одна комната, где они играют, едят, спят.
  • Кроватей в детских садах нет. Для сна используют специальные маты. Подушки и пледы родители приносят из дома. При этом дети спят в обуви. Это связано с безопасностью: если начнется пожар или случится другое ЧП, обутый ребенок быстрее выберется на улицу.
  • Считается нормой, когда в детский коллектив приводят сопливого ребенка. К простуде американские воспитатели и родители относятся философски — сама пройдет. Если у ребенка сопли, но нет температуры — это не повод прогуливать детский сад.

И все эти «удобства» ждут детей не в государственных, а в частных садах, которые стоят 1000–1500 долларов в месяц. Государственных дошкольных учреждений в США нет.

Что касается развития детей, то с этим в американских садиках все в порядке: малыши рисуют, лепят, делают поделки, в игровой форме знакомятся с цветами, цифрами, алфавитом. К ним приходят преподаватели музыки, рисования, приезжают контактные зоопарки, фокусники.
Американские родители, которые не могут себе позволить детский сад, пользуются услугами бебиситтеров — соседей, бабушек, подростков, которые за 15–20 долларов в час готовы посидеть с ребенком.
Обеспеченные американцы нанимают профессиональных нянь с проживанием и платят им от 40 долларов час.
Американские школы делятся на два типа:
  • Частные (private schools). В них сильный преподавательский состав и высокий уровень образования. Приблизительная стоимость — 36 000 долларов в год.
  • Государственные (public schools). В госшколах уровень образования разный. Они финансируются за счет бюджета округа, и от объема финансирования зависит их материальное оснащение, преподавательский состав.
У каждой школы есть рейтинг, который может основываться на общей успеваемости, количестве учащихся, поступивших в престижные вузы.
Как правило, американские школы работают с шести утра и до четырех вечера. Но за дополнительную плату ты можешь оставить ребенка на продленку, которая работает с 6:00 и до 20:00. По американским законам ребенок до 12 лет не может один оставаться дома, поэтому для многих родителей продленка — жизненная необходимость.

Интересная особенность американских школ — состав класса меняется каждый год. Это сделано для развития коммуникативных и адаптивных навыков детей.

Также в класс каждый год приходят новые учителя, так как определенный учитель специализируется на определенном классе. Например, в первый класс ребенок идет учиться к мисс Джонс, а программу второго класса ему уже будет преподавать миссис Смит — специалист по вторым классам.
В отличие от России, в США узкий перечень обязательных предметов. Например, в него не входит программирование, которое у нас преподают в каждой школе. Вся американская Computer Science начинается с университетов. Но, несмотря на это, по уровню цифровой грамотности американские дети обгоняют наших ребят. Уже в 11 лет они понимают функционал операционной системы, занимаются серфингом в интернете. Возможно, такой феномен связан с тем, что наши дети больше времени проводят за смартфоном: ноутбук/комп есть далеко не в каждой российской семье. В США же уже в 2016 году у 87% детей был дома компьютер.

Если же говорить об уроках программирования в наших школах, то в них мало что изменилось с советских времен. Некоторые ребята, приходя на дополнительные курсы программирования, даже неумело пользуются мышкой и боятся «кликнуть не туда».

Американские и российские школьные кружки?
В большинстве американских школ, в том числе государственных, огромных выбор профильных курсов, поэтому родителям, оставляющим детей на продленку, не нужно думать об их дополнительном образовании. Ребенок целый день находится в школе и получает доступ к спортивным секциям, творческим и интеллектуальным занятиям.
В частных школах есть огромные бассейны, стадионы, звукозаписывающие студии. Некоторые школы предлагают такие эксклюзивные варианты как курсы пилотирования с получением лицензии пилота.

Для эмигрантов в школах есть бесплатные курсы «второй английский», где детям помогают не только преодолеть языковой барьер, но и адаптироваться к новым реалиям — американской культуре, менталитету. В отличие от школьных занятий, преподаватели на курсах не меняются, поэтому между ними и детьми устанавливается особая близость, крепкая эмоциональная связь.

В России ситуация со школьными кружками другая. НИУ ВШЭ провело исследование и выяснило, что многие школы не могут сами организовать качественные программы допобразования, но при этом препятствуют размещению на своей территории частных кружков и относятся к ним как к конкурентам. В итоге в наших в школах практически нет хороших кружков.

Особенно редко посещают школьные кружки подростки 12–14 лет. И исследователи разобрались, почему так происходит:

Мальчикам — футбол и программирование, а девочкам — рисование и рукоделие?
Если в американской школе нет профильных курсов, то детей отдают в частные кружки. Некоторые родители нанимают специальных людей, которые после школы развозят детей по курсам.
В США распространены крупные центры, где большой выбор кружков. Это очень удобно для многодетных семей: ты привез детей в один центр, и каждый из них выбрал себе интересное занятие.

Не первом месте по популярности стоят спортивные секции. Особенно востребованы командные виды спорта. Здесь организуют команды по футболу, бейсболу, хоккею, причем как для мальчиков, так и для девочек.

В США нет никаких гендерных стереотипов: принцессу могут отдать как на балет, так и на футбол. И это никого не удивит!
Детей часто отдают на математику, иностранные языки. Математика в американских школах «хромает» и в выпускном классе находится на уровне 7–8 класса российской школы.

Популярны курсы программирования, робототехники Lego. На последних ребята конструируют модели из Lego и «оживляют» их с помощью визуальных сред программирования. Один набор Lego стоит 1000–2000 долларов, но ребенку он предоставляется бесплатно.
Стоимость детских курсов разная. Например, одно занятие по иностранному языку стоит 20-25 долларов, один час работы с репетитором по математике — 50–80 долларов, занятие по робототехнике — 100–110 долларов.

На многих курсах для постоянных клиентов предусмотрены скидки (10% и более). Также скидка дается, если курсы посещают сиблинги (братья, сестры).
Какие детские кружки популярны в России? Согласно статистике, самые востребованные направления — развитие творческих способностей и спорт. В категории творчества лидируют рисование, музыка, танцы, театральные студии, в категории спорта — хоккей, теннис, футбол.

В отличие от американцев, наши родители часто выбирают детский кружок, опираясь на гендерные стереотипы. Это доказывает опрос родителей, проведенный Mail.ru Group и Дети Mail.ru. Каждый десятый опрошенный считал, что подходящие кружки для мальчиков — плавание, боевые искусства, футбол, программирование, для девочек — рисование, рукоделие, музыка. Только 4% опрошенных были готовы отдать девочек на программирование.

Убеждение, что программирование не для девочек — всего лишь устаревший стереотип.
Да и в российских компаниях женщины-разработчицы — редкость. Но это следствие нашего российского менталитета, застрявших в сознании понятий о «женских» и «мужских» профессиях.
Конечно, можно рассуждать, что код построен на логике и аккуратности, а предел женской логики — «Этот автобус на следующей останавливается?» Однако исследования доказывают, что код, созданный женщинами, получает более высокие оценки, чем созданный мужчинами. Но только в том случае, если оценивающий не знает пол программиста.
Да и вообще, первым программистом в истории была женщина — английский математик Августа Ада Кинг, которая создала описание вычислительной машины и после разработки проекта написала для нее программу.

«Пробуй, экспериментируй, выбирай!» vs «Мы лучше знаем, что тебе нужно!»
В США детей с детства приучают быть самостоятельными, решать свои проблемы лично, вовлекая взрослых только в крайних случаях. К ребенку относятся как к свободной, открытой, любознательной личности, которая имеет право на свое мнение, собственные эксперименты, успехи и ошибки.

При выборе детского кружка родители дают ребенку проявлять инициативу, предлагают ему на выбор как можно больше вариантов — пробуй, экспериментируй, выбирай!

В России при выборе кружка к мнению ребенка прислушиваются редко. И дети часто слышат от родителей: «Мы подумали и решили, что ты будешь спортсменом, художником, программистом…»

Как правило, так поступают родители, которые хотят реализовать через ребенка свои несбывшиеся мечты. Например, если мама хотела стать в детстве балериной, но не смогла, то она начинает навязывать балет своей дочке. Балет — это конечно здорово для девочки, но нужен ли он самому ребенку?

Когда ребенок живет по родительскому сценарию, у него формируется выученная беспомощность — неспособность принимать самостоятельные решения, жить без посторонней помощи. И добиться успехов в выбранной родителями профессии он не сможет, так как будет учиться без удовольствия и внутренней мотивации.

Вторая история, распространенная среди российских родителей, — отдать ребенка куда-нибудь, чтобы он хоть чем-то занимался и не сидел в телефоне.
«Ты скоро ослепнешь от своего гаджета!» — орет на дочку мама. «Совсем отупел от своих соцсетей!» — ругает сына отец. «Никаких смартфонов раньше и в помине не было, и нормально жили» — ворчит бабушка. Но дети не слушают и продолжают часами сидеть в телефонах.
Отдать в кружок в такой ситуации — хорошее решение. Проблема в другом: детей часто не спрашивают, чем они хотят заниматься. Музыкой, спортом, рисованием — какая разница? Главное, чтобы ребенок был при деле!

Среди родителей распространен миф, что смартфоны делают детей глупее. Американские ученые провели масштабное 2-летнее исследование и оценили влияние различных типов экранного времени (просмотр, общение, игры) на интеллект детей. Оказалось, что просмотр и общение — бесполезные занятия. Игры, наоборот, развивают когнитивные способности и повышают интеллект.

В заключение.

Американцем проще дать детям хорошее дополнительное образование — в школах США много профильных курсов. Но отсутствие в российских школах хороших кружков — не главная наша проблема.
Нам давно пора перестать все решать за детей, навязывать им свое мнение. Детский кружок должен быть выбором ребенка, а не выбором родителей. Дети воспринимают знания и умения только в том случае, если занятия им приносят радость и удовольствие.

Возможность попробовать себя в программировании
Оставьте заявку на вводное занятие, и мы подберем курс на основе возраста и интересов вашего ребёнка