Почему дети в школе глупеют, а мальчики учатся хуже девочек?

Существует один феномен: 70% школьников с плохой успеваемостью — мальчики. Почему так происходит? Каждый третий ребенок, приходящий в первый класс, обладает очень высокими интеллектуальными способностями. А дальше начинаются чудеса: к концу начальной школы количество способных детей уменьшается вдвое

«Сиди спокойно, не вертись!», «Не смей носиться по коридорам!»

Период обучения в начальной школе — самое эффективное время для развития детских способностей. Оно совпадает с пиком роста лобных долей, которые выполняют роль «главнокомандующего» головного мозга.

От работы лобных долей во многом зависит развитие мышления, памяти, речи, освоение навыков письма и чтения, мотивация. Кроме этого, они контролируют такие исполнительные функции, как целеполагание, принятие решений, концентрация внимания.
Во время роста лобных долей дети должны впитывать новые знания как губка. Но на деле выходит иначе: уже к концу первого класса многие родители замечают, что их дети глупеют. И одна из причин — стремление учителей любыми способами задавить физическую активность школьников: заставить их смирненько сидеть на уроках, не носиться сломя голову на переменах.
«Сиди спокойно, не вертись!» — в последнее время учителя произносят эту мантру чаще обычного из-за опасений, что современные дети не умеют сосредотачиваться. Пассивный ребенок — идеал школы. Но как только ребенок перестает двигаться, он перестает думать!
Учитывая тот факт, что сегодня школьники постоянно зависают в смартфонах и планшетах, опасения педагогов можно понять: современные дети действительно кажутся менее внимательными, чем 20 лет назад. Но ограничение активности — не выход! Подобные запреты наносят вред как здоровью, так и умственным способностям.

Еще в XIX веке биологом и педагогом П.Ф. Лесгафтом в ходе психологических исследований было доказано, что движения и работа мозга взаимосвязаны и физическая активность напрямую влияет на когнитивные способности. Современные исследования также демонстрируют первостепенную роль физической активности в умственном развитии детей.

Кандидат психологических наук В. А. Шишкина считает, что чем больше движений совершает ребенок, тем выше его интеллект: от работающих мышц импульсы поступают в мозг, что способствует его развитию.
Активные дети лучше концентрируют внимание, быстрее анализируют и запоминают информацию во время урока, чем ученики, которые проводят весь день сидя. Некоторые учителя это знают и пытаются сделать активную игру частью учебного процесса. Но, к сожалению, такие педагоги — большая редкость.

В российских школах продолжает сохраняться и усиливаться тенденция к поляризации способностей: педагоги делят детей на способных и неспособных. Первым они уделяют повышенное внимание, вторых просто не замечают.

«Ваша дочка — способная девочка!», «Ваш сын — полная бестолочь!»

По мнению известного американского педагога Джона Холта, разделение детей на сильных и слабых, умных и глупых — самая роковая ошибка педагогов. Холт считает, что неспособный ребенок отличается от способного не уровнем интеллекта, а стратегией поведения.

Ребенок активно развивает и демонстрирует свои способности, если у него нет страха перед окружающим миром. Если ребенок боится совершить ошибку, то он будет держать круговую оборону — перед школой, учителями, родителями. Другими словами, способности — это отсутствие страха перед действием.

Если в классе тяжелая психологическая обстановка и дети испытывают страх перед учителем, то свои способности будут демонстрировать немногие. В итоге единицы попадут в категорию одаренных, а остальные — в категории середнячков и отстающих.

Что происходит с детьми, которые признаны учителем неспособными? У них пропадает мотивация учиться, развивать свои способности, снижается самооценка и стремление к самореализации. Все это приводит к стойкой неуспеваемости.

Часто подливают масла в огонь и родители. Отдав ребенка в школу, они быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок и за неуспеваемость начинают его ругать, стыдить, наказывать.
Но школьная отметка — не оценка личности, не оценка способностей, не оценка интеллекта. Это всего лишь субъективное мнение преподавателя о знаниях ребенка, которое вполне может быть ошибочным.

Почему мальчишкам тяжело быть отличниками?

Среди школьных учителей распространено убеждение, что девочки учатся лучше мальчиков. Объяснить это можно гендерным стереотипом: считается, что усидчивость и старательность характерны для женского пола.

Мальчики действительно часто учатся хуже своих одноклассниц, но причина их низкой успеваемости — не отсутствие усидчивости и старательности, а особенности школьной программы.
Основной принцип российской системы обучения — повторение: «прочитал — повторил», «вызубрил правило — закрепил его с помощью упражнений». Однако повторение, «тиражирование» входящей информации — особенность женского мышления. Основой мужского мышления является поиск нестандартного решения, изобретательство. Именно поэтому мальчикам сложнее дается учебная программа, построенная на повторении и работе с образцами.

Школьная среда — это царство женщин. Как правило, именно они создают учебные программы и обучают им. Чаще всего с подготовкой домашнего задания мальчикам также помогают женщины — мамы и бабушки. Таким образом, создается замкнутая система, в которой нет места мужскому мышлению.

Но стоит только поместить мальчиков в учебную среду с другими принципами обучения, как они сразу раскрывают свой потенциал и часто дают фору девочкам.
IT-курсы для любого возраста
С 6 лет, только очные занятия
Изучим основы программирования: операторы, списки и переменные. Все строчки кода уже написаны, но, чтобы получить результат, нужно скомбинировать их в блоки. Подходит для ребят, которые никогда не занимались программированием.
В конце курса ученик сможет создавать простые 2D игры, мультфильмы и анимированные открытки.
С 8 лет, очные и online занятия
Визуальное программирование в среде Minecraft.
Изучим основы программирования, создадим собственные моды и скрипты, а также сможем автоматизировать процессы и создавать интерактивные элементы внутри игрового мира. Подходит для ребят, которые никогда не увлекались программированием.
С 10 лет, очные и online занятия
Программирование «по-взрослому»: начнём с основ языка, анализа данных и простых программ. По окончании курса ребята научатся создавать простые 3D-игры, искусственный интеллект и сложные чат-боты.
С 10 лет, очные и online занятия
Углубленный курс программирования на Python. Подготовка к олимпиадам по информатике и спортивному программированию. Изучим сложные алгоритмические конструкции и методы решения задач. Курс развивает навыки анализа и оптимизации кода, что является неотъемлемой частью успешного участия в олимпиадах по программированию.
С 10 лет, очные и online занятия
Научим рисовать на графическом планшете, а также работать с графическими редакторами — Adobe Photoshop, SAI Paint Tool. Пройдем принципы композиции, цвета и типографики.
С 10 лет, очные и online занятия
Изучим основы html, css и JavaScript. Усвоим актуальные тренды веб-дизайна и научимся проектировать макеты сайтов в графическом редакторе Figma.
С 10 лет, очные и online занятия
Изучим основы трёхмерного digital-рисунка. Научимся рисовать персонажей и локации для игр и мультфильмов.
Не требует дополнительной подготовки.
С 10 лет, только индивидуальные занятия
Научимся программировать на языке C# и работать с визуальной средой. К концу курса каждый ученик сделает 3D игру по собственному проекту.
С 12 лет, только индивидуальные занятия
Научимся создавать приложения для iOS и Android. Освоим Java (для Android) и Swift (для iOS), а также познакомимся с принципами проектирования интерфейсов и пользовательского опыта. Познакомимся с основными аспектами монетизации и распространения мобильных приложений.
С 12 лет, только индивидуальные занятия
Компактное и практическое введение в разработку веб-приложений с использованием двух популярных фреймворков Flask и FastAPI. Изучим создание маршрутов, обработку запросов и создание API. Курс обеспечит быстрый старт в разработке веб-приложений на Python
C 15 лет, только индивидуальные занятия
Изучим основные концепции JavaScript, включая переменные, условия, циклы и функции, а также научимся работать с DOM и событиями для создания интерактивных веб-страниц. Курс предоставляет необходимые навыки и знания для разработки современных веб-приложений.
C 15 лет, только индивидуальные занятия
Изучим ключевые инструменты и методы для обработки, анализа и визуализации данных. Научимся работать с различными алгоритмами машинного обучения, чтобы применять их для решения разнообразных задач, таких как классификация, регрессия и кластеризация.
До 17 лет, очные и online занятия
Программирование «по-взрослому»: начнём с основ языка, анализа данных и простых программ. По окончании курса ребята научатся создавать простые 3D-игры, искусственный интеллект и сложные чат-боты.
C 15 лет, только индивидуальные занятия
Познакомимся с кибербезопасностью. Создадим сайт для фишинга, изучим устройство интернет-взаимодействия, азы администрирования ОС Linux и введение в HTML.
До 17 лет, очные и online занятия
Углубленный курс программирования на Python. Подготовка к олимпиадам по информатике и спортивному программированию. Изучим сложные алгоритмические конструкции и методы решения задач. Курс развивает навыки анализа и оптимизации кода, что является неотъемлемой частью успешного участия в олимпиадах по программированию.
До 17 лет, очные и online занятия
Изучим основы html, css и JavaScript. Усвоим актуальные тренды веб-дизайна и научимся проектировать макеты сайтов в графическом редакторе Figma.
До 17 лет, очные и online занятия
Изучим основы трёхмерного digital-рисунка. Научимся рисовать персонажей и локации для игр и мультфильмов.
Не требует дополнительной подготовки.
До 17 лет, только индивидуальные занятия
Научимся создавать приложения для iOS и Android. Освоим Java (для Android) и Swift (для iOS), а также познакомимся с принципами проектирования интерфейсов и пользовательского опыта. Познакомимся с основными аспектами монетизации и распространения мобильных приложений.
До 17 лет, только индивидуальные занятия
Компактное и практическое введение в разработку веб-приложений с использованием двух популярных фреймворков Flask и FastAPI. Изучим создание маршрутов, обработку запросов и создание API. Курс обеспечит быстрый старт в разработке веб-приложений на Python
В ходе курса освоим основные темы, включая алгоритмы, программирование, структуры данных и базы данных, а также изучим типичные задания, которые могут встретиться на экзамене.
Дизайн-портфолио для поступления
Курс для тех, кто планирует поступать в вузы на специальности, связанные с художественным творчеством: дизайн, живопись, декоративно-прикладное искусство и так далее. В рамках курса мы поможем создать сильное портфолио индивидуально для каждого ученика, а также подготовиться ко вступительным испытаниям при поступлении
Остался последний шаг — оставить заявку на вводное занятие

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных